Нельзя не согласиться с Н.М.Шанским, который писал: «Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка».
Во 2 этапе веб-квеста «ЛингвоРегата» участники причалили к Фразеологическому мысу. 33 команды с помощью сервиса Emaze готовили интерактивные презентации об одном фразеологизме. Какими интересными получились творческие работы!
Фразеологизмы в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Порой мы даже не замечаем, что произносим эти неустойчивые выражения – насколько они привычны и удобны. Участники регаты, узнав задание 2 этапа, не сидели сложа руки, не вешали носы, не падали духом и ворон не считали. Все команды работали в поте лица, засучив рукава. Именно поэтому они не наломали дров, свернули горы и выросли в своих глазах. Успешно выполнив задание, были на седьмом небе от счастья.
Юные лингвисты в своих работах рассказали о происхождении фразеологических оборотов, об особенностях их употребления в речи, привели примеры из художественных произведений. Удачно дополнили презентации анимационные эффекты, музыкальное сопровождение, стихотворения, видеофрагменты.
Каким получился наш лингвистический вернисаж? Давайте посмотрим.
Не стали отходить от водно-морской тематики нашего путешествия команды «Гл@голь», «Аргонавты», «Шторм», которые рассказали о фразеологизмах «как рыба в воде», «морской волк» и «ждать у моря погоды». Команда «Шторм» с помощью сервиса Powtoon, освоение которого планировалось в 3 этапе, также оформила анимированный ролик. Молодцы, ребята!
Животные всегда были рядом с людьми. И в нашей речи накопилось немало фразеологизмов, так или иначе упоминающих усатых, хвостатых, пушистых особей. Эти фразеологизмы метко отражают характерные черты тех или иных животных.
Часто слышите, что вам медведь на ухо наступил? Вас называют белая ворона? Когда рак на горе свистнет? Почему не надо делать из мухи слона? Вы пишете как курица лапой? А вы знаете, какой фразеологизм часто употребляет наш Президент? Об этом рассказали команды «Грамотеи», «Орфоэпики», «Юные любословы», «Ученый кот», «Лингвинята», «Словарята», «Алые паруса» (5-7 кл.), «Юные лингвисты», «Полиглотты», «Лингвисты», «Союз и компания», «Лингвистика Нации».
Многие из нас не раз слышали выражение «ахиллесова пята». Это один из самых популярных фразеологизмов, пришедших к нам из греческой мифологии. Однако до сих пор можно найти людей, для которых значение данного речевого оборота остается непонятным. Загляните на страницу команды «Ваганты труверы».
А если вы хотите узнать, где и как найти ахиллесову пяту у себя, тогда отправляйтесь за помощью к команде «Юнги-языковеды». Они вам подскажут. А если вы точно знаете о своих слабых местах, то следует позаботиться о том, чтобы о них не узнали другие. Стоит всячески оберегать собственные «ахиллесовы пяты», чтобы никогда не почувствовать вкус поражения.
Из мифологии к нам пришёл и фразеологизм «Прокрустово ложе». О нем вы можете прочитать в работе команды «Приставки и Суффикс». Ребята использовали все возможности сервиса: текст, картинка, видео и музыкальный фон.
Команда «Жар-птица» решила рассказать о фразеологизме «На все четыре стороны». Ребята удачно использовали романс на слова Марины Цветаевой и фрагмент из сказки «Волшебная лампа Аладдина». А оптимистичный и задорный ролик в конце презентации можно использовать в качестве флешмоба в финале нашего квеста. Станцуем? Вы не против?
Ребята, ваши работы 2 этапа экспертная группа проверяла после дождичка в четверг. Именно такая дождливая погода у нас в Тамбовской области. О значении фразеологизма «после дождичка в четверг» можно спросить у команды «Мечтатели». Ульяновцы, если вы всё знаете, не подскажете, когда солнышко выглянет?
В русском языке много фразеологизмов, которые расскажут нам о характере человека, его поведении, взаимоотношении с другими людьми. Вы хотите узнать, кто самый горластый, ленивый, болтливый, обиженный, высокий, богатый, высокомерный, мечтательный? Тогда у вас прямой путь в кают-компании команд «Знатоки», «Синтаксис», «Факел», «Гимназисты», «Беломорские лингвисты», «Алтайские мореплаватели», «Фанатики», «Катапульта», «Алые паруса» (8-9 кл.).
Чтобы узнать об уровне осведомлённости своих сверстников по данной теме, «Любители русского слова» провели небольшой опрос среди учащихся девятых и пятых классов и представили видеоролик в своей презентации.
Команды «Умники и умницы» и «Мореплаватели» в своих работах рассказали об исконно русских и заимствованных фразеологизмах.
Помните, как говорил Остап Бендер? Лёд тронулся! Это не только фразеологизм, о котором рассказала команда «Лингвоединство», но и замечательный девиз для результатов 2 этапа. Ведь многие команды обратили внимание на замечания по итогам 1 этапа и сделали для себя определенные выводы. Мы рады, что и опытные, и новички успешно осваивают новые сервисы, не сдаются перед трудностями, показывают очень интересные и содержательные работы. Уверены, что созданные вами презентации можно использовать на уроках при изучении темы «Фразеологизмы», а также при проведении внеклассных мероприятий.
А теперь об итогах 2 этапа «Фразеологический мыс».
5-7 классы
Бонусные баллы получили команды:
Наибольшее количество баллов от экспертного жюри получили команды:
8-9 классы
Бонусные баллы получили команды:
Наибольшее количество баллов от экспертного жюри получили команды:
Следует обратить внимание на ряд замечаний:
Фразеологический мыс позади. Плывём дальше! Семь футов под килем!